АМСГ-3 Ухта

Необходимость создания сети авиаметеорологических станций на Севере была вызвана бурным развитием авиации в 20–30 годы XX века.

На территории Республики Коми, на реке Вычегде (Сыктывкар) в августе 1925 года был принят первый гидроплан.

Наблюдения за погодой в г. Ухта (бывший поселок Чибью) проводились с 1928 года.

Летом 1932 года летчик Степанов Н. В. проложил первый авиационный маршрут на гидросамолете в район Ухты из Архангельска, посадив его на реку Ижма. Степанов рассказывал, что полет был сложным... Экипаж гидроплана мужественно преодолел трудности и благополучно долетел до Ухты. На вопрос, почему он не посадил гидроплан на реке Ухте, Степанов ответил: «Вода на реке очень чистая, на дне был виден каждый камешек, и я подумал, что там очень мелко. Поэтому садиться не рискнул. Выбрал удобное место на реке Ижме».

С 1932 года открываются первые авиатрассы на Ухту, а регулярные авиаметнаблюдения стали производиться в аэропорту с 1934 года.

Первые маршруты были открыты:

  • в 1933 году Ухта — Воркута;
  • в 1936 году Ухта — Сыктывкар;
  • в 1939 году Ухта — Салехард;
  • в 1947 году Ухта — Москва.

Первые полеты осуществлялись на самолетах Ш-1, Ш-2, По-2, Ли-2, Ил-14.

Дальнейшее развитие авиаметеонаблюдений в г. Ухта неразрывно связано с экономическим развитием региона и использованием труда заключенных из лагерей ГУЛАГа. Сотрудники станции, преимущественно заключенные, с помощью приборов измеряли температуру и влажность воздуха, скорость ветра.

Свое развитие авиаметеостанция получила в 1944 году, когда после окончания метеорологического техникума на АМСГ были направлены первые синоптики, наблюдатели, радисты. Приказ об открытии авиационной метеорологической
станции «Ухта» был подписан 1 января 1944 года.

Первым начальником АМСГ Ухта стал П. Ф. Залесов. Первым начальником АМСГ Ухта с синоптической частью был Е. Ф. Христофоров.

Первые синоптики: Л. И. Редькина, Н. А. Рыжов, Е. И. Рыжова, О. Василевская, Л. М. Бондарева.

Первые техники-наблюдатели: Ванеева, Казакова, Л. Я. Питерова, Т. Т. Резникова, Турубова, Н. Ивакина.

Первые радисты: А. И. Хлебникова, В. И. Буреева, В. Н. Чекушкина, Е. Т. Поташова, Ю. И. Каракчиева.

Сведения о погоде пилоты получали по телефону с метеостанции Ухтпечлага. Специалисты передавали сводки радистам при помощи азбуки Морзе от Архангельского и Московского РМЦ. Техники наблюдатели пером наносили на карту метеоданные. Синоптик их анализировал и строил карты погоды. Для определения скорости и направления ветра техники выпускали шары-пилоты на высоту одного километра и измеряли показатели с помощью специального прибора.

В послевоенный период быстрыми темпами на сети осуществлялось совершенствование наблюдательной сети, систем сбора и передачи информации. Со временем наблюдения за основными «авиационными» элементами погоды стали почти полностью инструментальными. Высота облаков измерялась прибором ИВО «Облако», видимость — РДВ-1 «Фиорд», наблюдения за ветром стали производиться по новым приборам М-47, М-49, М-63, которые устанавливались на сети станций управления специалистами монтажно-ремонтной группы, начальниками и работниками аппаратных АМСГ и гидрометстанций. К концу 1950-х АМСГ получили возможность принимать аэрологический материал по факсимильным каналам связи. К этому периоду относится зарождение системы прямых авиационных связей для приема и передачи фактической погоды и прогнозов погоды по аэропортам.

В 1974 году на Ухтинской станции установили первую в Коми аппаратуру космической связи для получения информации со спутников Земли, а с 1980 года ввели дистанционные приборные наблюдения, которые не требовали выезда специалистов на вспомогательные пункты.

Первый аэровокзал был построен в Ухте 15 декабря 1939 года. Второе здание аэровокзала с административными помещениями и гостиницей строили политические заключенные. В эксплуатацию его ввели в начале 50-х годов. Однако взлетно-посадочная полоса оставалась песчаной, что означало невозможность полетов в непогоду. Воздушная авиация приобретала огромное значение на Севере, ведь на территории республики тогда царило почти полное бездорожье, отсутствовали транспортные пути, а их строительство, особенно железных дорог, было сопряжено с огромными затратами и трудностями. Возникла острая необходимость в строительстве нового современного аэровокзального комплекса. Крупнейший аэровокзал на севере Коми АССР открылся в Ухте в августе 1969 года. К услугам пассажиров в современном по тем временам здании появились кассы, зал ожидания, камеры хранения, комната матери и ребенка, отличный ресторан. Летом того же года на смену песчаной взлетно-посадочной полосы, с которой невозможно было производить взлеты в непогоду, начали строить бетонную — длиной 1300 м. А 29 октября 1969 года после строительства новой бетонной взлетно-посадочной полосы выполнен технический рейс на самолете Ан-2.

В целях обеспечения представления данных, характеризующих участки летного поля, в 70-е годы была проделана большая работа по переносу метеонаблюдений в основных аэропортах к взлетно-посадочной полосе, для чего вблизи стартов были построены типовые здания для основных пунктов метеонаблюдений, а на ближних приводах дополнительные пункты наблюдений. Были выделены и проложены линии связи для подключения дистанционных приборов.

В результате проделанной работы в пяти подразделениях управления — АМЦ Архангельск, АМСГ Сыктывкар, Ухта, Воркута и Печора — полностью освоили и перешли на новый, более прогрессивный вид наблюдений — дистанционные приборные наблюдения без выезда техников-наблюдателей на ВПН и ДПН (БПРМ), на ряде аэропортов осуществлен переход на дистанционные наблюдения за высотой облачности на БПРМ. В мае 1974 года впервые в Коми АССР на АМСГ Ухта установлена аппаратура космической связи для получения информации с ИСЗ.

АМСГ Ухта — участник ВДНХ 1981, 1982, 1984, 1986 и 1988 годов. Опыт работы АМСГ Ухта был рекомендован для изучения и внедрения на других АМСГ.

В 1981 году коллективу АМСГ Ухта присвоено звание «Станция отличного качества» и «Коллектив коммунистического труда». За высокие показатели коллектив АМСГ Ухта трижды награждался Переходящим Красным Знаменем, дважды в 1985 и 1987 годах — Дипломом «Лучшему трудовому коллективу». Начальником АМСГ с 1978 по 1995 гг. была Е. Н. Сливная.

Сейчас работа техников-метеорологов и синоптиков существенно облегчена благодаря электронным приборам и современным технологиям передачи данных. АМСГ-3 Ухта включена в федеральную целевую программу «Модернизация единой системы организации воздушного движения РФ 2009–2020 гг.», в рамках которой предусмотрено дальнейшее техническое перевооружение станции современным оборудованием.